Провинциалка в Петербурге
Главная Обо мне О Петербурге 300летие рассказы гостевая


Большой культпоход - Эрмитаж, 27.12

Западно-европейское декоративно-прикладное искусство

Собственно, эту тему вовсем и необязательно выносить именно в этот культпоход. Еще в самый первый раз, когда мне было 10 лет, мы с папой приехали в Ленинград, пошли в Эрмитаж. так меня папа из этого зала еле увел, так я там въедливо и внимательно все разглядывала. Потом, правда, уже реже. Но в этот раз дорвалась. Пересмотрела почти все витрины. на самом деле это не просто искусство, а изделия из серебра и прочего металла. И полезные столовые приборы, и всяческие вроде безделушки. Вот, в этот раз даже заметила (ну, может, и раньше замечала, но тогда напрочь забыла) игрушки изумительные. Экипажи, экскурсовод, как всегда - подслушанный, сказала, что они были заводные. Лошадки заводные! В той же витрине еще был слоник и носильщики с грузом, но они явно не игрушки - груз был из флакончиков, значит, что-то хранительное.
И ювелирная витрина была. Вообще я, как совершенно ненормальная женщина, никаких украшений увелирных не имею. И даже не хочу. Зато очень люблю на это дело смотреть. Кольца там, подвески, колье из горного хрусталя. Чисто в эстетических целях. А вот интересно, "еврейские ритуальные кольца" - действительно кольца, только вместо камней - такие миниатюрные башенки. Для какого это может быть ритуала?
там же рядом я обнаружила совершенно невероятную миниатюрную скульптурную группу. Летучую крысу! Ну, не совсем крысу, уши довольно развесистые. но что-то в ней такое крысиной было. жаль, неподписанная - непонятно, что и зачем. Хотя, если б на ней было написано, к примеру, пладоменаж, о ктором смотри ниже, то вряд ли мне о чем-то это бы сказало. Я так обрадовалась этой художественной зверюшке, что даже в упор не могу вспомнить, что там еще было рядом, и кто ж на этой крысе летел. хотя она совершенно точно летела не сама по себе, а оседланная. Но морду запомнила очень даже хорошо.
Так вот, этот самый пладоменаж. Не, определенно надо озаботиться словарем иностранных слов, а то ходешь по музею и хлопаешь ушами. Там несколько было, разных. У каждого - своя отдельная витрина. Это такой постамент-подносик, может, по площади несколько побольше столовского. И весь заставлен несколькими видами приборов: подсвечники, бутылочки (чУдные хрустальные бутылочки! С красивыми крышками), еще чего-то художественное и чего-то емкостное. Кстати, о бутылочках. Один этот самый пладменаж мне особенно понравился. но я обратила внимание, что одна бытылочка в нем все время мелко дрожит. Смотрела, смотрела, отошла. Потом пришла обратно - она дрожит все равно. В следующий раз, проходя через этот зал, специально подошла проверить. Бутылка не дрожала. Но после того, как я немного у этой витрины потопталась - задрожала снова.
На самом деле там не только металл был. Как я уже сказала, стекло, камни драгоценные. А еще есть вид чаши - называется "наутилус". действительно, в основе - большая раковина. Наверное, от наутилуса. Красивая. иногда на нее еще резьбу наносят. А одна чаша была из кокосового ореха. Тоже с резьбой. Вот уж, казалось бы, совсем не ценных, а в наше время так и не редкий материал. А сделали красиво. Но это все, конечно, оформлено с серебром.
На одном наутилусе - ну, обалдеть - мужик сидел голый, с бородой. В камышах. И с трезубцем и короной. Видимо, Нептун. А рядом еще всякие приморские жители, болтами прикрученнные: черепаха, ящерица (тритон?), лягушка, потом еще змею углядела. И все хоть и маленькое, но здорово сделанное, как настоящее. Даже камыши. не знаю, может, у меня вкус дурной, мещанский, но мне уж-жасно это нравится.
А есть просто кубки-чаши в виде животных: быки, лошадки, петухи, лебеди, медведи. У них обычно головы откручиваются, чтоб можно было внутрь попасть. А кораблики с парусами - это, наверное, просто так. Ну, а про детали - ручки, краники, крышки, которые почти всегда что-то иди кого-то из себя представляют, я уже много раз говорила. Вот не помню, были ли в оформлении ваз женщины с мушиными крыльями вместо рук, но женщина с гусиными лапками вместо ног - была. Подставкой у бокала.
Простая посуда, хотя можно ли назвать простой посуду из серебра? - тоже есть. И все равно, много такой, закидонами. Например, ложки - а у них все черпающая поверхность изрезана художественной резьбой. или не резьбой, может, это так изначально выплавляли. Но факт - ложка вся в дырочку. Сильно не похлебаешь - вся жидкость просочится. Или это как раз шумовки и были? Для вылавливания гущи. Или декоративные-парадные ложки? А еще ложки необычной формы - острый кончик вместо скругленного.
Но чего уж я совсем не могу понять - это вообще осмысленность серебряной посуды. А именно - чайные или кофейные сервизы, да и ложки тоже. Из физики мне помнтися, что серебро - один из лучших тепло-электропроводников. Да что там из физики! У меня лично есть серебряная ложка. Ее ж только в горячий чай сунешь - и уже невозможно в руку взять - нагрелась. Как же тогда можно пить из серебряной чашки? Или есть горячий суп такой ложкой? Какой-то тут недоступный мне секрет. или они как раз горячего не ели и не пили. Все моментально остывало и становилось холодным? В общем, не понять мне аристократов. кстати, а вот вилки почему-то мне не запомнились. ну не может быть, чтоб в те времена еще не делали вилок!

А есть еще галерея, тоже западно-европейское, более раннее. Но там все больше церковное, да еще формы все такие... однообразно-готические. Так что там я почти и не останавливаюсь. А попадается мне этот коридор очень часто. Почти так же, как и коридор, где гобелены. Или шпалеры. Я знаю, знаю, чем шпалеры от гобеленов отличаются. А ничем. Исключительно своим происхождением. Гобелены ткались во французских королевских мастерских. А остальное все - то же самое. экскурсоводы во всех дворцах обычно ужасно гордятся шпалерами игобеленами, непременно рассказывают, что за год мастерица может соткать только один квадратный метр. И поэтому ковры представляют такую большую ценность. ну, с точки зрения трудоемкости - это да. А с художественной? Меня почему-то шпалеры утомляют. Я пыталась подойти объективно, решила, что это из-за их блеклой расцветки. Видимо, краски с годами выцветают. Или они изначально такие были - тогда ж еще анилиновых красок не открыли... Но, если присмотретьмся, то можно и в них что0то интересное увидеть. Только мне все неохота. Не лежит душа. Кстати, в рыцарском зале тоже есть шпалеры. С охотничьей тематикой.И я вечно на них гляжу только мельом.

 

на главную
© Инна Маслова 2003
Web-мастеру
Сайт управляется системой uCoz