Провинциалка в Петербурге
Главная Обо мне О Петербурге 300летие рассказы гостевая


Культурные мероприятия :)

Или краткий отчет о походе на выставку "Японская синева. Ткани Кавати".
(Эрмитаж, здание Генерального штаба, ноябрь 2003 г.)

Официальный рассказ и несколько фотографий (кимоно, ткани) можно посмотреть на сайте Эрмитажа - тут.

Кавати - это, как я поняла, местность в Японии. Где сперва одежду делали из коры и конопли, но, после того, как осушили болотистую местность, возникла острая необходимость с теплой хлопчатобумажной ткани (убейте меня, но я логики пока не просматриваю!)
Красили ткани в синий (индиго) цвет, потому что крестьянам было запрещено одеваться в какой-нибудь другой - дескать, роскошь положена только аристократам.
На выставки были образцы тканей, кимоно и разные другие матерчатые вещи.

Прежде всего я выясняла, что моего ребенка бессовестно дурят там на тренировках по каратэ. То, что она носит, а я стираю - это вовсе и НЕ кимоно. У кимоно совершенно другой фасончик! Похоже, японцы абсолютно не заморачивались с кройкой. Просто сшивали узкие полоски ткани вместе, единственное отступление - это воротник, и тот тоже из узкой полоски. Жаль, что все кимоно висели врастяжку. Мне бы очень хотелось посмотреть, как ЭТО надето на человеческое туловище. Поставили бы чучело японца, чтоб наглядно показать, как оно надевается.
Кроме кимоно японцы пользовались... дай Бог памяти, вечно я импортные слова забываю... Фу..фу... Фуросики? Короче, это такой платок для хранения вещей. Там несколько платков было уже завязано для хранения, похоже, что кроме платка еще использовался какой-нибудь чУмадан или коробка. или все вещи у японцев были квадратные...
Кроме того - "постель" - тонкий х/б коврик размера полтора на метр 20. Если вся японская постель заключается в этом коврике, то я не удивляюсь, что японцы шли самураить или делали харакири. Спать на таком коврике можно только свернувшись калачиком.
Еще "стенные украшения" - такая тряпочка с картинкам (про картинки я еще добавлю). Дамы какие-то стояли, спрашивали друг у друга, какой смысл в таких украшениях. Не знаю, где-то я слыхала, что в японских домах стены бумажные, в перегородки между комнатами делаются из ширм. Тогда такое украшение приобретает некоторую осмысленность - все дополнительная звуко- и теплоизоляция. А еще мне ужасно понравилось, как художественно был завязан шнур на этих украшениях. Петельки, цветочки. Я пыталась въехать в топологию, чтоб потом повторить дома, но без бумаги и карандаша, боюсь, ничего не запомнила. Ну, найду где-нибудь, если приспичит.
Так вот, рисунки на тканях. Ткани бывают просто в полосочку или в клеточку (как было написано - мужественный узор - а что, я так очень люблю в клеточку)
А бывают разные тематические рисунки. там все даже подписано. Например: "Журавль, черепаха", "сосна, бамбук", "светлая хризантема, темная хризантема". В одном месте, правда, я озадачилась. И не я одна. Девушка рядом со мной, глядя на очередной кусок ткани, громко спросила: "А где краб?" Потом ко мне: "Вы видите краба? Пион я нашла.... арабеск нашла... А где краб?" Я посмотрела и ответила, что краба (первую анонсированную составляющую рисунка) тоже не вижу. Может, он был В пионе или ПОД пионом?
И еще я озадачилась с рисунком на коврик "предметы для чайной церемонии". Ну, я там много чего не поняла, зачем. Но толстый кролик с висячими ушами меня озадачил совершенно.

Еще в первом зале показывали на экранчике небольшой познавательный фильм про эти ткани. Ну, и книжки с гравюрами о производстве. Что особо затронуло мою неромантичную девичью душу: картина "девушки на хлопковом поле"... "девушки с прялками"... "девушки за ткацким станком" (кстати, сказали, что за день девушка ткала 2 м, не разгибаясь. У них там узкое полотно, но тем не менее) А где ж мужчины? А вот: "мужчины продают ткани".
Не, ну это что ж такое? Кругом дискриминация!!!
Еще в кино показывали работу ткацкого станка. Ну, станок, только не японский, я и раньше видела. Но все равно, я под челнок не заглядывала и потому упорно не могу понять: ну как, как он просовывается между нитками?!? Ведь так быстро ездит... Видимо, сложная конструкция.

Кроме того, там же, в Генштабе, была еще выставка из двух видео-инсталляций. О счастье! Я, наконец, врубилась, что такое видео-инсталляция. Наверное, в следующий раз расскажу, если пробьет на болтовню. Только боюсь, этот рассказ будет из серии "Пришла Инок и все опошлила". Потому что я и современное искусство - две вещи несовместные.

на главную
© Инна Маслова 2003
Web-мастеру
Сайт управляется системой uCoz