Провинциалка в Петербурге
Главная Обо мне О Петербурге 300летие культометр гостевая

 

Открытие Михайловского замка - 12 июня 2003 г.

При оформлении странички использованы боле поздние фото.

Вид со стороны Мойки12 июня я решила, что надо посмотреть хоть какое-нибудь мероприятие, посвященное Дню независимости. Просмотрела в интернете праздничную программу и решила съездить на открытие отреставрированного Михайловского замка (уж сколько он в лесах стоял!).
Отдельная благодарность Димочке, который всучил мне фотоаппарат с подсевшими батарейками. Так что они сели еще на Садовой, где я нечаянно вышла, и решила уж, раз такое дело, немного пощелкать реконструированную площадь.
Ну да ладно, замок и статуя Павла все равно никуда не денутся. А костюмированные памятники архитектуры наша техника при таком пасмурном освещении все равно бы не взяла.
Я вчера часы забыла завести, так что опоздала к замку минут на 15, загуляла. Давно до него не доходила, без лесов не видела. Впечатлилась. Не, ну я не знаю, это кошмар какой-то! Почему везде меня преследуют различные оттенки все того же розово-оранжевого цвета? Ну ладно, у меня с художественным вкусом перебои. Плюс еще старческий консерватизм.

Четвретая стена - другого цветаЯ не знаю, какого был цвета замок, когда его построили. (Более позднее примечание: теперь знаю. именно того, морковного) Но почему три стены покрашены в этот самый оранжевый, а одна, которая на Фонтанку – все того же кирпичного цвета? Соответственно, и второй, контрастный цвет, тоже другой. Жаль, на открытии не сказали, это так и задумано, или им краски не хватило.
Но мрамор отделочный они здорово отреставрировали, ничего не скажешь! И надпись сверху. Я стояла, мучительно вспоминала, чему равно число букв. Потому что где-то прочитало, что число букв в надписи чему-то такому мистически оказалось равно. Потом все-таки пересчитала их (45) и вспомнила – сколько лет прожил император Павел. А вот пока дошла до дому, надпись забыла. Хотя тщательно заучивала ее на память. Эх, надо носить с собой ручку с бумагой. А еще лучше – диктофон купить. А еще там на купол сделали башенку для флага. И флаг.

А так - будто в самом деле каналА насчет того, что каналы восстановили – это тоже несколько преувеличено. Просто перед входом прорыли канавку, а через нее мостик. А дальше – газоны. И деревья большие, но огорожены бревнышками. Видимо, недавно посаженные.
Народ уже у нужного фасада толпился, ожидая обещанного зрелища. Телевизионщики тоже. Возле входа была натянута ленточка, близко к ней не подпускали, а за ленточкой толпились официальные лица.
Наконец в 18.25 с противоположной к входу стороны прошел молодой человек в (мммм, как ее?) крылатке очередного оттенка розового цвета. Не того, что замок. Скорее, как дворец Белосельских-Белозерских, о котором я уже тут ругалась. Тем не менее, как потом выяснилось, именно замок этот цвет и символизировал. Затрубили фанфары из динамиков. Человек в крылатке прочитал речь со стихами по книжке (о граде Петра, который поднялся из блат) и объявил, что к нам идут архитектурные памятники. Загремели барабаны (они потом еще часто гремели, и очень пугающе) опять же из-за памятника Петру, и со временем показались архитектурные сооружения. Первый раз такое видела, интересно. Это люди в карнавальных костюмах были. И в масках. Потом сказали, что из интерьерного театра. Их объявляли, но я одного забыла, а идентифицировать по виду не получилось. Вокруг каждого еще было сопровождение в белых костюмах, отдельно барабанщики и девушки, изображавшие колонны. Ионические и коринфские. Некоторые – в древнегреческих трагических масках.
Сперва шел Петропавловский собор (я б сказала – колокольня) на ходулях. Со шпилем на голове и с каким-то жезлом непонятным в руках. Очень тревожно он этим жезлом размахивал. Потом Кунсткамера. Девушка в такой большой фигурной юбке, все, что выше талии, декорировано под башню. Отбор зданий, похоже, шел по принципу «у кого есть башня» и не очень широкий. Новая Голландия в треугольной шляпе и с фонарем, и еще тот, кого я не определила, не очень характерный. И последним ехал сам Михайловский замок на коне. Т.е., конь тоже был бутафорский, но симпатичный. Правда, у него хвост чуть не отвалился. Впереди шел мальчик с гербом Петербурга, а с боков замок поддерживали все те же товарищи в белом – из свиты. Как сказал один мужик, увидев это шествие еще издалека: «Они все в белом. Даже в белых тапочках». Замок был в виде рыцаря со щитом, с башней и в накидке того, более розового, чем надо, цвета.
Директор Русского музея сказал речь. В частности, о том, что замок открывают уже в третий раз. Что он - символ российской государственности. Что реставраторы не спешили сделать все тяп-ляп, но к юбилею, и работы еще предстоит много. Но они старались, и сейчас вы увидите. Еще про памятник Павлу. Который скульптор сделал за свои средства, без заказа. Мы его увидим во дворе тоже. А те, у кого есть приглашения, увидят еще и интерьеры замка.
Еще выступил представитель реставраторов Янтарной комнаты. Которую тоже три раза открывали (вот уже и традиция). Он подарил замку кирпич. Не просто кирпич, а копию того, самого первого – закладного кирпича. Из драгоценной уральской яшмы. С вензелем Павла I. Этот вензель еще на фасаде замка был, тоже позолоченный.
Еще к микрофону выбегали трое детей в розовых (да, того же цвета) накидках с капюшонами. У меня почему-то возникли нехорошие ассоциации с палаческим капюшоном. Ну, может, просто под средневековье такая стилизация, раз замок. На груди у них висели детские рисунки крупным планом. Это они представляли международный конкурс рисунков, посвященный 300-летию.
Как-то это мероприятие все очень низко происходило. Без трибуны. Поэтому, когда заиграла торжественная музыка, нам за спинами ничего не было видно. Потом какой-то мужик разъясняюще крикнул: «Кому не видно: там ребенок ленточку перерезает!» Долго он перерезал, но перерезал. И нас пригласили во двор. И мы пошли. Сперва карнавальные памятники, а потом простой народ. Я еще скажу, в 1999 г. мы с ребенком были во дворе и в замке. С тех пор все сильно изменилось так же, как и снаружи. Можно было подойти и рассмотреть внимательно артистов. Потрясающе у них получалось сохранять неподвижность и непроницаемое выражение лица (тем, кто без масок).

В центре двора стоял (и сейчас еще стоит) памятник Павлу. Сидячий. Павел на здоровенном троне. Вокруг трона четыре треножника (или жаровни на ножках), а в них горит кучка сухого горючего. Издалека - почти вечный огонь. Я долго вглядывалась в памятник, пыталась понять: мне нравится или нет. Такого дикого отторжения, как при виде Шемякинского Петра, не возникло. (И там, и там царь, и там, и там – сидящий на троне). Но вот впечатление такого карлика… И глаза, наверное, чуточку безумные. Павел, пожалуй, самая спорная фигура из русских царей (или, наоборот, бесспорная – изображается как идиотик). Поэтому трудно оценить.
Еще во дворе стоял большой телеэкран, по нему должны были концерт транслировать, но позже. Я не стала дожидаться, пошла сделать круг почета вокруг замка. Раз унутрь не пускают без приглашения. Еще раз убедилась, что линзы меня не обманули – одна сторона по-прежнему была кирпичного цвета. А еще со стороны, противоположной памятнику, играл оркестр. Народ стоял на другой стороне канала и слушал. Но я уж решила не задерживаться, идти морально поддерживать ребенка, который к экзамену готовится.
Кстати, о том, что мы были уже внутри, только давно. Это мы ходили смотреть макет Петербурга. Самая большая в мире миниатюрная модель Петербурга. И потом еще случайно попали в конференц-зал на открытие сезона лектория. Лекции для школьников тогда интересные анонсировали, только у Веруни в те времена было выше крыши других занятий. Еще в то же время была выставка портретов (кажется, придворных) и еще чего-то, но ребенок не захотел это смотреть. Но часть интерьеров мы все же видели. Ничего сногсшибательного не запомнилось, правда…
Зато когда мы уже собирались уходить из замка, нас во дворе остановили клоуны и предложили что-нибудь нарисовать мелками на асфальте. И не только нам. Это они завлекали народ на открытие лекционного сезона. Это раньше в Михайловском замке проводили серии лекций о культуре. Но это мероприятие я совсем уже забыла…

А здесь можно посмотреть другие фото о замке из этой серии (18.04.04).

На главную


© Инна Маслова 2003
Web-мастеру
Сайт управляется системой uCoz