Большой культпоход - Эрмитаж, 27.12
Что я нашла нового и выставка
к 100-летию Марка Росто
Ну вот, наконец-то я дорвалась до культуры! Димочка, в Эрмитаж ходят
не потому, что ПИВО, но, во-первых, потому что там каждый раз можно
обнаружить что-то новое. Например, сегодня я обнаружила французскую
вазу с маленькими зелеными крокодильчиками. А еще.
Вот столики в Павильонном зале (там, где павлин еще механический). Я
каждый раз, когда бываю в Эрмитаже, в этот зал захожу. И каждый раз
смотрю не только на столешницы, но и на ножки у столиков. Потому что
интересно – они все разные. Где грифоны, где просто лапки, а где и страшный
монстр: одна похоже львиная нога, потом голова и бюст женщины, рук нет,
зато есть такие мушиные крылья из плеч. Оказывается, очень даже распространенный
такой мотивчик в декоре, добрый… Уж не знаю, как сие создание правильно
называется.
Отвлеклась. Так вот, посмотрела я МЕЖДУ мозаичной столешницей и ножками
и обнаружила там картинки. Голуби, лебеди, а в центре вообще: сидит
белый медведь и с аппетитом смотрит на зеленое яблоко у себя перед носом.
А к нему со всех лап бежит охотничья собака – отобрать, наверное, хочет.
А сбоку (отдельной картинкой) там еще зверек был такой грызуновидный,
рыженький, не крыса, но что-то есть.
Или вот в следующем за Рубенсом зале (кстати, Рубенса как-то подрастащили,
пустовато. Что-то я про выездную выставку читала), тоже фламандское
искусство. Фамилии я как всегда, забыла. По 5 огромных картин на стене
в каждом ряду. В верхнем – охотничьи сцены: сбесившаяся лошадь, охота
на медведя, на леопарда, собаки, терзающие там кого-то. А нижний ряд
– лавки. Рыбная, овощная, дикая, фруктовая. Очень так живописно изображено.
В то время как дама с корзинкой придирчиво изучает один (!) персик,
протянутый ей торговкой, за их спиной маленькая обезьянка успешно переворачивает
полную корзину шикарных спелых персиков. Ну ладно, обезьянка во фруктовой
лавке. А вот почему в рыбной находятся кошка, собака и два тюленя???
Неужели в том веке в рыбных лавках было принято держать тюленей? И теперь
я мучаюсь двумя вопросами: так неужели принято и как я могла не заметить/не
запомнить раньше такие огромные и содержательные картины??? Фамилию
мне потом напомнили. Я думала, что на Ф, оказалось, что на Ф было имя
- Франц. а фамилия - Снейдерс. Потом я еще повниамтельнее посмотрела
на эту картину - нашла еще черепах на ней. Эх, время-то какое было,
и чего только у них в море не водилось! А в овощной лавке водилась лошадь.
там непременно на каждой картине какая-нибудь зверюшка на содержимое
лавки покушается. ну, кому ж еще покушаться на овощи, как не лошадке?
А во-вторых… Если вы еще помните, начиналось все с во-первых. Во-вторых,
в Эрмитаже бывают временные выставки. Причем сегодня там был явный перебор
с выставками – целых 7. Так что я даже полторы не смогла осилить. Несмотря
на то, что старалась переключать внимание. Так что будет повод и потребность
повторить экскурсию в ближайшем будущем. Выставки очень разные, и по
размерам, и по содержанию. И, я бы не побоялась этого слова – разной
художественной ценности.
Чтоб не перегружать первой сообщение, начну не с первой по порядку,
а с той, на которую ходить вовсе и не надо.
Марк Росто
Поскольку я гордо написала на первой странице про
авторские права и пр., то не буду помещать у себя картинки с Эрмитажного
сайта, а дам ссылки на все выставки. Марк Росто - здесь
(и репродукции некоторых полотен - тоже).
Это к столетию выходца из России, которая теперь Латвия Марка Росто
(хотя изначально в России его назвали несколько подлиннее). Это основатель
«абстрактного экспрессионизма». Такого абстрактного-абстрактного, аж
по самые уши. Сперва товарищ обучался на примерах русского супрематизма
и ф-еще-чего-то-изма. И рисовал на эту тему картинки плоские (в том
смысле, что без перспективы). Потом еще героями греческих мифов заинтересовался
(этот период на выставке не представлен). Но к 50-м годам в его творчестве
наступил решительный перелом. Он отказался от формы и стал рисовать
одним цветом. Ну, т.е., не одним там синим или зеленым, а просто кроме
цвета у него на картинах больше ничего не было. А к старости лет вообще
перешел на темные тона. Я после прочтения аннотации пошла посмотреть:
действительно, если на первых картинах «абстрактного экспрессионизма»
цветные полоски еще чередовались, то на последних уже или весь холст
неровно замазюкан красной краской, или верхняя половина замазана серой,
а нижняя – темно-серой. Эх, я еще как-то издевалась над другим выходцем
из России (тоже была выставка в Эрмитаже, надо посмотреть фамилию, где-то
записана). Но там мужик хоть напрягался, разводы какие-то рисовал, квадратики,
хоть и кривые. А тут взял дедушка швабру, макнул в краску и повозил
по холсту. Да блин, Малевич свой черный квадрат и то тщательнЕе раскрашивал!
И совершенно оригинально называл свои картины. Половина так и называется:
«Без названия»
Причем в аннотации же написано, что это самое последнее «Без названия»
выражает тоску человека и страх смерти. И автор говорил, что люди перед
его картинами плачут, потому что он изображал чувства. Не, я знаю, почему
они плачут. Им дедушку жалко, который крышей двинулся. Или, наоборот,
денюшку, которую они заплатили за вход на выставку. А особо впечатлительные
подумали о предстоящем ремонте, необходимоти побелить стены и т.п.
Нет, ну я, конечно, полная дилетантка. Я не понимаю импрессионистов
и пост. И много чего другого. Но там, по крайней мере, видно, что люди
РИСОВАЛИ. Никакой самый искушенный искусствовед не убедит меня, что
этот серый слой краски на холсте – произведение. Я вот еще подумала,
а стоило ЭТО переть аж из Вашингтона? Может, тут бы своими силами за
полчасика копию нарисовали. Ручаюсь, никто б не заметил. Да там вообще
кроме меня и посетителей-то не было.
продолжение
|