Провинциалка в Петербурге
Главная Обо мне О Петербурге 300летие рассказы гостевая


Большой культпоход - Эрмитаж, 27.12

Что я нашла нового и выставка к 100-летию Марка Росто

Ну вот, наконец-то я дорвалась до культуры! Димочка, в Эрмитаж ходят не потому, что ПИВО, но, во-первых, потому что там каждый раз можно обнаружить что-то новое. Например, сегодня я обнаружила французскую вазу с маленькими зелеными крокодильчиками. А еще.
Вот столики в Павильонном зале (там, где павлин еще механический). Я каждый раз, когда бываю в Эрмитаже, в этот зал захожу. И каждый раз смотрю не только на столешницы, но и на ножки у столиков. Потому что интересно – они все разные. Где грифоны, где просто лапки, а где и страшный монстр: одна похоже львиная нога, потом голова и бюст женщины, рук нет, зато есть такие мушиные крылья из плеч. Оказывается, очень даже распространенный такой мотивчик в декоре, добрый… Уж не знаю, как сие создание правильно называется.
Отвлеклась. Так вот, посмотрела я МЕЖДУ мозаичной столешницей и ножками и обнаружила там картинки. Голуби, лебеди, а в центре вообще: сидит белый медведь и с аппетитом смотрит на зеленое яблоко у себя перед носом. А к нему со всех лап бежит охотничья собака – отобрать, наверное, хочет. А сбоку (отдельной картинкой) там еще зверек был такой грызуновидный, рыженький, не крыса, но что-то есть.
Или вот в следующем за Рубенсом зале (кстати, Рубенса как-то подрастащили, пустовато. Что-то я про выездную выставку читала), тоже фламандское искусство. Фамилии я как всегда, забыла. По 5 огромных картин на стене в каждом ряду. В верхнем – охотничьи сцены: сбесившаяся лошадь, охота на медведя, на леопарда, собаки, терзающие там кого-то. А нижний ряд – лавки. Рыбная, овощная, дикая, фруктовая. Очень так живописно изображено. В то время как дама с корзинкой придирчиво изучает один (!) персик, протянутый ей торговкой, за их спиной маленькая обезьянка успешно переворачивает полную корзину шикарных спелых персиков. Ну ладно, обезьянка во фруктовой лавке. А вот почему в рыбной находятся кошка, собака и два тюленя??? Неужели в том веке в рыбных лавках было принято держать тюленей? И теперь я мучаюсь двумя вопросами: так неужели принято и как я могла не заметить/не запомнить раньше такие огромные и содержательные картины??? Фамилию мне потом напомнили. Я думала, что на Ф, оказалось, что на Ф было имя - Франц. а фамилия - Снейдерс. Потом я еще повниамтельнее посмотрела на эту картину - нашла еще черепах на ней. Эх, время-то какое было, и чего только у них в море не водилось! А в овощной лавке водилась лошадь. там непременно на каждой картине какая-нибудь зверюшка на содержимое лавки покушается. ну, кому ж еще покушаться на овощи, как не лошадке?

А во-вторых… Если вы еще помните, начиналось все с во-первых. Во-вторых, в Эрмитаже бывают временные выставки. Причем сегодня там был явный перебор с выставками – целых 7. Так что я даже полторы не смогла осилить. Несмотря на то, что старалась переключать внимание. Так что будет повод и потребность повторить экскурсию в ближайшем будущем. Выставки очень разные, и по размерам, и по содержанию. И, я бы не побоялась этого слова – разной художественной ценности.
Чтоб не перегружать первой сообщение, начну не с первой по порядку, а с той, на которую ходить вовсе и не надо.

Марк Росто

Поскольку я гордо написала на первой странице про авторские права и пр., то не буду помещать у себя картинки с Эрмитажного сайта, а дам ссылки на все выставки. Марк Росто - здесь (и репродукции некоторых полотен - тоже).

Это к столетию выходца из России, которая теперь Латвия Марка Росто (хотя изначально в России его назвали несколько подлиннее). Это основатель «абстрактного экспрессионизма». Такого абстрактного-абстрактного, аж по самые уши. Сперва товарищ обучался на примерах русского супрематизма и ф-еще-чего-то-изма. И рисовал на эту тему картинки плоские (в том смысле, что без перспективы). Потом еще героями греческих мифов заинтересовался (этот период на выставке не представлен). Но к 50-м годам в его творчестве наступил решительный перелом. Он отказался от формы и стал рисовать одним цветом. Ну, т.е., не одним там синим или зеленым, а просто кроме цвета у него на картинах больше ничего не было. А к старости лет вообще перешел на темные тона. Я после прочтения аннотации пошла посмотреть: действительно, если на первых картинах «абстрактного экспрессионизма» цветные полоски еще чередовались, то на последних уже или весь холст неровно замазюкан красной краской, или верхняя половина замазана серой, а нижняя – темно-серой. Эх, я еще как-то издевалась над другим выходцем из России (тоже была выставка в Эрмитаже, надо посмотреть фамилию, где-то записана). Но там мужик хоть напрягался, разводы какие-то рисовал, квадратики, хоть и кривые. А тут взял дедушка швабру, макнул в краску и повозил по холсту. Да блин, Малевич свой черный квадрат и то тщательнЕе раскрашивал! И совершенно оригинально называл свои картины. Половина так и называется: «Без названия»
Причем в аннотации же написано, что это самое последнее «Без названия» выражает тоску человека и страх смерти. И автор говорил, что люди перед его картинами плачут, потому что он изображал чувства. Не, я знаю, почему они плачут. Им дедушку жалко, который крышей двинулся. Или, наоборот, денюшку, которую они заплатили за вход на выставку. А особо впечатлительные подумали о предстоящем ремонте, необходимоти побелить стены и т.п.
Нет, ну я, конечно, полная дилетантка. Я не понимаю импрессионистов и пост. И много чего другого. Но там, по крайней мере, видно, что люди РИСОВАЛИ. Никакой самый искушенный искусствовед не убедит меня, что этот серый слой краски на холсте – произведение. Я вот еще подумала, а стоило ЭТО переть аж из Вашингтона? Может, тут бы своими силами за полчасика копию нарисовали. Ручаюсь, никто б не заметил. Да там вообще кроме меня и посетителей-то не было.

продолжение

на главную
© Инна Маслова 2003
Web-мастеру
Сайт управляется системой uCoz