Провинциалка в Петербурге
Главная Обо мне О Петербурге 300летие рассказы гостевая


Большой культпоход - Эрмитаж, 27.12

Выставка "Строгановы. Коллекционеры и меценаты"

На Эрмитажном сайте можно посмотреть фотографии некоторых экспонатов и почитать серьезную информацию об этой выставке. Вставки после второго, более краткого посещения этой выставки, выделены цветом.

Все, наверное, это фамилию слышали. Да что там, в Питере на Невском целый дворец есть, Строгановский. Раньше они (графья и бароны) там свой музей и собирали, но после революции его растащили в Эрмитаж, Русский и др. музеи. А теперь вот собрали частично все назад, хоть показать. Там много чего есть, начиная от портретов самих Строгановых, и заканчивая декоративно-прикладным. Чего только люди не собирали! Эта выставка у меня до конца в голове не уложилась, придется еще идти, потому что понравилось. Что обидно, многие вещи, подписанные Эрмитажем, я не вспомнила. Причем есть такие, которые я забыть бы не смогла. Например, китайскую черно-лаковую шкатулку для рукоделия с коробочками внутри. Совершенно офигительная шкатулка, я тоже хочу такую! В плане она фигурная, и в нее в три слоя вкладываются коробочки (тоже сверху с картинками), которые, как мозаика, заполняют всю внутренность шкатулки. Сколько туда всего можно положить! А рядом висел расшитый китайский халат. Такой же широченный, как кимоно, но еще и расклешенный. Все эти старинные вышивки, конечно, поражают воображение: сколько же времени потратила вышивальщица, и какая точность (я пробовала вышивать гладью, потому осознаю масштабы и тонкость работ)! Но на этот раз я еще обратила внимание на застежки. Или завязки. Потому что с обеих сторон это были воздушные петли. Хоть и длинные. И как-то две петли между собой связываются в аккуратный хитрый узелок. Причем этот узелок, с одной стороны, должен быть крепкий, чтоб халат не распахнулся в неподходящий момент. С другой – легко развязывающийся, а то ведь при необходимости быстро раздеться недолго и оконфузиться. Эх, что-то меня на узлы в последнее время тянет, то ли макраме заняться, то ли морские начать вязать.
Не хотела перегружать, но не могу удержаться: ну как, как я могла забыть? Ну ладно, про наборы из курильницы, ваз и подсвечников - прямоугольных или квадратных в сечении - я и не хотла писать. А про подставки для шляп??? Такие чудные ослики (эмалевые), несущие на себе эти подставки.

Ну, понятно, что про каждый экспонат выставки так долго рассказывать нельзя. И вообще, лучше самому посмотреть. Там как раз одновременно со мной ходила экскурсия. Экскурсовод очень жизнерадостно рассказывала о строгановской школе иконописи, и про то, что некоторые образцы икон привозили с запада, так что наши мастера даже позаимствовали элементы готики… А вот, посмотрите, Христос въезжает в Иерусалим. А там, на заднем плане, совершенно русского вида православный собор с золотыми куполами. А вот осле, на котором едет Христос, висит в воздухе. Вот про осла я начало как раз прослушала, не поняла, то ли это нарочно, то ли это мастер так неловко изобразил. Я потом, когда экскурсанты отошли, посмотрела – действительно, в воздухе. Под копытами у него не булыжники и не трава, а нижние фрагменты толпы. На другой иконе было изображение святого Георгия (ну да, того самого, с драконом). Причем ранняя версия легенды: где Георгий не убивает дракона, а укрощает его. По легенде дракону должны были отдать на съедение принцессу (царевну), а Георгий укротил злобное животное, и тот, как собачонка, пошел за царевной на поводке в город. А уж в городе благодарные граждане его с энтузиазмом закидали камнями. А может, и сам Георгий убил зверюшку. Мне даже как-то за дракона стало обидно: он укротился, сам пошел… Икон там, конечно, больше было (например, узкое и длинное изображение Василия Блаженного – голышом), в основном из Русского музея. Но я в Русском их почти и не смотрю, впрочем, они из запасников могли быть.
А вот картины были визуально знакомы – Эрмитажные. Их просто перевесили. «Капризница» Ватто, портрет молодого человека Ван Дейка и др. Или большая малахитовая чаша из Малахитовой же гостиной.
Ага, и про картины. Тоже меня поразила одна. Портрет одного из Строгановых. такой культурный немолодой человек, костюм по той моде: или как там, штаны - все такого спокойного жемчужно-серого цвета. И вдруг - алые чулки, по-моему, совершенно не в тему. Видимо, ничего-то я в моде не понимаю.
По своей непреодолимой привычке я долго разглядывала всевозможные декоративно-прикладные предметы. Мне, конечно, нравится далеко не все подряд. Более того, я сильно подозреваю, что вкус у меня скверный и в чем-то мещанский, но есть стили и эпохи, которые мне ужасно нравятся. Например, западно-европейское серебро. Но об этом – в другой части. Чем-то мне все эти часы, вазы, веера, столики и стулья напоминают головоломку. Смотришь-смотришь, и вдруг замечаешь, что ручки у вазы в виде головы льва или дракона. Или вместо подставки – женщина на лягушачьих лапках (впрочем, не очень уверена, что это эстетично). А бывают и совершенно не навороченные, без мелких деталей вещицы. Вот, например, набор чарок с подносом из серой яшмы. Ага, вот, говорят на Руси издавна пили. Чарками. А вы знаете, какого размера эти чарки? Да чуть побольше наперстка: не больше 20 граммов. Вы себе такой размер представляете при словах « и поднесла ему чарку водки»?
И еще раз поражусь географии собранный предметов: буддистские курильницы и чаши, греческие (ха, а вот и не амфоры – по-моему, амфоры вообще крайне редко встречаются, а там кратеры, скифосы и всякие еще разные сосуда, которые мне ни в жизнь не упомнить). Но вот как раз к греческим красно- и чернофигурной посуде у меня душа совсем не лежит. Арабские штучки, и даже из Мексики, от индейцев. Например, крайне уникальная подвеска из чистого золота. И лицо у этого орла - явно европейское. Ну, поздняя подвеска. А еще был каменный человек-ягуар. Так упорно тянуло индейцев на человеко-зверей. Ну, про Мексику – это в прошлом году была огромная выставка, как-нибудь расскажу. Ух, какие душевные люди были эти ацтеки и прочие теки…
В другом конце зала я снова пересеклась с той самой экскурсией, экскурсовод уже рассказывала об изображенных на портретах баронах и графах (там одной ветви рода за особые заслуги пожаловали графский титул. Да, а изначально состояние Строгановы составили на добыче соли).Не буду утомлять вас именами, и сама не запомнила, да и экскурсовод не очень твердо помнила все тонкости генеалогического древа. Но вот я подслушала: в 1814 г. юный отпрыск рода погиб на поле боя, буквально на глазах отца. Отец его пережил ненадолго. И все бремя управления имуществом, а самое главное – куча долгов, легло на плечи матери – урожденной княжны Голицыной. Она не только наладила безубыточное хозяйство, построила доходные дома и расплатилась с долгами, но еще и написала книгу для молодых …хм…домохозяек? О том, как управлять имением и прочим без убытков и получать доход. За этот труд ей от российского экономического общества присудили несколько медалей (медали тоже можно было посмотреть на выставке). Вот, а некоторые мужчины так любят говорить, что только мужчины в науках и прочих важных делах чего-то добиваются. А из женщин, кроме Софьи Ковалевской, никого выдающегося и не было. А я подумала: вот вам, пожалуйста – были. И сколько их еще таких, безвестных, было! Вот та же вдова купца Корнилова, которая, оставшись с пятью сыновьями, затеяла «построить фарфоровый заводик, дабы сыновья не испортились от праздности». И построила, и сколько лет потом это дело процветало. Так что были, были, только их усердно замалчивали!
Ну, что еще мне с этой выставки запомнилось? Из исторических вещей: грамоты о пожаловании вотчин. Очень такие каллиграфические грамоты, и сколько ж такое вырисовывали, особенно заглавную букву со всякими примыкающими художествами. И печать на трехцветном шнурке. И не просто так, а хитро привязанную – шнурок три раза через бумагу проходит. А чернила коричневые - может, выцвели?
А вот еще - сразу не написала, хотела проверить, там ли это. Триптих средневековый западно-европейский. Ну, я такую технику не очень люблю - резьба с готическим уклоном. Но зато резьба по лошадиной кости. Лошадиной! Обычно по слоновой бывает.
Еще чертежи и эскизы Воронихина – Казанский собор, мосты, павильоны.
Из прикладного: шкафчик настольный с ящичками, вот как раз много мелких деталей-украшательств. Спереди подписан современной этикеткой: «Кабинетец». Я зашла сзади за витрину, а к нему прибита металлическая давняя табличка: «туалет старинный». Вот так и дурят нашего брата! Настольные часы «Гибель колесницы Фаэтона». Как раз обломки колесницы вокруг циферблата. Сверху – молнии Зевса, снизу – лошади. Самого Фаэтона я не запомнила, а у одной лошади такое обиженно-недоуменное выражение на морде было.
А еще в самом начале была мебель, и на сидении одного из кресел – голова сатира. Даже как бы не живого сатира, а статуи. Но мне все равно бы было неловко на лицо садиться.
Ну вот, это то, что с первого раза мне запомнилось, и потом пробилось на поверхность из-под художественного груза пяти последующих выставок.

начало   продолжение

на главную
© Инна Маслова 2003
Web-мастеру
Сайт управляется системой uCoz