Большой культпоход - Эрмитаж, 27.12
Выставка "Строгановы. Коллекционеры
и меценаты"
На Эрмитажном сайте можно
посмотреть фотографии некоторых экспонатов и почитать серьезную информацию
об этой выставке.
Вставки после второго, более краткого посещения этой выставки, выделены
цветом.
Все, наверное, это фамилию слышали. Да что там, в Питере на Невском
целый дворец есть, Строгановский. Раньше они (графья и бароны) там свой
музей и собирали, но после революции его растащили в Эрмитаж, Русский
и др. музеи. А теперь вот собрали частично все назад, хоть показать.
Там много чего есть, начиная от портретов самих Строгановых, и заканчивая
декоративно-прикладным. Чего только люди не собирали! Эта выставка у
меня до конца в голове не уложилась, придется еще идти, потому что понравилось.
Что обидно, многие вещи, подписанные Эрмитажем, я не вспомнила. Причем
есть такие, которые я забыть бы не смогла. Например, китайскую черно-лаковую
шкатулку для рукоделия с коробочками внутри. Совершенно офигительная
шкатулка, я тоже хочу такую! В плане она фигурная, и в нее в три слоя
вкладываются коробочки (тоже сверху с картинками), которые, как мозаика,
заполняют всю внутренность шкатулки. Сколько туда всего можно положить!
А рядом висел расшитый китайский халат. Такой же широченный, как кимоно,
но еще и расклешенный. Все эти старинные вышивки, конечно, поражают
воображение: сколько же времени потратила вышивальщица, и какая точность
(я пробовала вышивать гладью, потому осознаю масштабы и тонкость работ)!
Но на этот раз я еще обратила внимание на застежки. Или завязки. Потому
что с обеих сторон это были воздушные петли. Хоть и длинные. И как-то
две петли между собой связываются в аккуратный хитрый узелок. Причем
этот узелок, с одной стороны, должен быть крепкий, чтоб халат не распахнулся
в неподходящий момент. С другой – легко развязывающийся, а то ведь при
необходимости быстро раздеться недолго и оконфузиться. Эх, что-то меня
на узлы в последнее время тянет, то ли макраме заняться, то ли морские
начать вязать.
Не хотела перегружать, но не могу удержаться:
ну как, как я могла забыть? Ну ладно, про наборы из курильницы, ваз
и подсвечников - прямоугольных или квадратных в сечении - я и не хотла
писать. А про подставки для шляп??? Такие чудные ослики (эмалевые),
несущие на себе эти подставки.
Ну, понятно, что про каждый экспонат выставки так долго рассказывать
нельзя. И вообще, лучше самому посмотреть. Там как раз одновременно
со мной ходила экскурсия. Экскурсовод очень жизнерадостно рассказывала
о строгановской школе иконописи, и про то, что некоторые образцы икон
привозили с запада, так что наши мастера даже позаимствовали элементы
готики… А вот, посмотрите, Христос въезжает в Иерусалим. А там, на заднем
плане, совершенно русского вида православный собор с золотыми куполами.
А вот осле, на котором едет Христос, висит в воздухе. Вот про осла я
начало как раз прослушала, не поняла, то ли это нарочно, то ли это мастер
так неловко изобразил. Я потом, когда экскурсанты отошли, посмотрела
– действительно, в воздухе. Под копытами у него не булыжники и не трава,
а нижние фрагменты толпы. На другой иконе было изображение святого Георгия
(ну да, того самого, с драконом). Причем ранняя версия легенды: где
Георгий не убивает дракона, а укрощает его. По легенде дракону должны
были отдать на съедение принцессу (царевну), а Георгий укротил злобное
животное, и тот, как собачонка, пошел за царевной на поводке в город.
А уж в городе благодарные граждане его с энтузиазмом закидали камнями.
А может, и сам Георгий убил зверюшку. Мне даже как-то за дракона стало
обидно: он укротился, сам пошел… Икон там, конечно, больше было (например,
узкое и длинное изображение Василия Блаженного – голышом), в основном
из Русского музея. Но я в Русском их почти и не смотрю, впрочем, они
из запасников могли быть.
А вот картины были визуально знакомы – Эрмитажные. Их просто перевесили.
«Капризница» Ватто, портрет молодого человека Ван Дейка и др. Или большая
малахитовая чаша из Малахитовой же гостиной.
Ага, и про картины. Тоже меня поразила одна. Портрет
одного из Строгановых. такой культурный немолодой человек, костюм по
той моде: или как там, штаны - все
такого спокойного жемчужно-серого цвета. И вдруг - алые чулки, по-моему,
совершенно не в тему. Видимо, ничего-то я в моде не понимаю.
По своей непреодолимой привычке я долго разглядывала всевозможные декоративно-прикладные
предметы. Мне, конечно, нравится далеко не все подряд. Более того, я
сильно подозреваю, что вкус у меня скверный и в чем-то мещанский, но
есть стили и эпохи, которые мне ужасно нравятся. Например, западно-европейское
серебро. Но об этом – в другой части. Чем-то мне все эти часы, вазы,
веера, столики и стулья напоминают головоломку. Смотришь-смотришь, и
вдруг замечаешь, что ручки у вазы в виде головы льва или дракона. Или
вместо подставки – женщина на лягушачьих лапках (впрочем, не очень уверена,
что это эстетично). А бывают и совершенно не навороченные, без мелких
деталей вещицы. Вот, например, набор чарок с подносом из серой яшмы.
Ага, вот, говорят на Руси издавна пили. Чарками. А вы знаете, какого
размера эти чарки? Да чуть побольше наперстка: не больше 20 граммов.
Вы себе такой размер представляете при словах « и поднесла ему чарку
водки»?
И еще раз поражусь географии собранный предметов: буддистские курильницы
и чаши, греческие (ха, а вот и не амфоры – по-моему, амфоры вообще крайне
редко встречаются, а там кратеры, скифосы и всякие еще разные сосуда,
которые мне ни в жизнь не упомнить). Но вот как раз к греческим красно-
и чернофигурной посуде у меня душа совсем не лежит. Арабские штучки,
и даже из Мексики, от индейцев. Например, крайне
уникальная подвеска из чистого золота. И лицо у этого орла - явно европейское.
Ну, поздняя подвеска. А еще был каменный человек-ягуар. Так упорно тянуло
индейцев на человеко-зверей. Ну, про Мексику – это в прошлом
году была огромная выставка, как-нибудь расскажу. Ух, какие душевные
люди были эти ацтеки и прочие теки…
В другом конце зала я снова пересеклась с той самой экскурсией, экскурсовод
уже рассказывала об изображенных на портретах баронах и графах (там
одной ветви рода за особые заслуги пожаловали графский титул. Да, а
изначально состояние Строгановы составили на добыче соли).Не буду утомлять
вас именами, и сама не запомнила, да и экскурсовод не очень твердо помнила
все тонкости генеалогического древа. Но вот я подслушала: в 1814 г.
юный отпрыск рода погиб на поле боя, буквально на глазах отца. Отец
его пережил ненадолго. И все бремя управления имуществом, а самое главное
– куча долгов, легло на плечи матери – урожденной княжны Голицыной.
Она не только наладила безубыточное хозяйство, построила доходные дома
и расплатилась с долгами, но еще и написала книгу для молодых …хм…домохозяек?
О том, как управлять имением и прочим без убытков и получать доход.
За этот труд ей от российского экономического общества присудили несколько
медалей (медали тоже можно было посмотреть на выставке). Вот, а некоторые
мужчины так любят говорить, что только мужчины в науках и прочих важных
делах чего-то добиваются. А из женщин, кроме Софьи Ковалевской, никого
выдающегося и не было. А я подумала: вот вам, пожалуйста – были. И сколько
их еще таких, безвестных, было! Вот та же вдова купца Корнилова, которая,
оставшись с пятью сыновьями, затеяла «построить фарфоровый заводик,
дабы сыновья не испортились от праздности». И построила, и сколько лет
потом это дело процветало. Так что были, были, только их усердно замалчивали!
Ну, что еще мне с этой выставки запомнилось? Из исторических вещей:
грамоты о пожаловании вотчин. Очень такие каллиграфические грамоты,
и сколько ж такое вырисовывали, особенно заглавную букву со всякими
примыкающими художествами. И печать на трехцветном шнурке. И не просто
так, а хитро привязанную – шнурок три раза через бумагу проходит. А
чернила коричневые - может, выцвели?
А вот еще - сразу не написала, хотела проверить,
там ли это. Триптих средневековый западно-европейский. Ну, я такую технику
не очень люблю - резьба с готическим уклоном. Но зато резьба по лошадиной
кости. Лошадиной! Обычно по слоновой бывает.
Еще чертежи и эскизы Воронихина – Казанский собор, мосты, павильоны.
Из прикладного: шкафчик настольный с ящичками, вот как раз много мелких
деталей-украшательств. Спереди подписан современной этикеткой: «Кабинетец».
Я зашла сзади за витрину, а к нему прибита металлическая давняя табличка:
«туалет старинный». Вот так и дурят нашего брата! Настольные часы «Гибель
колесницы Фаэтона». Как раз обломки колесницы вокруг циферблата. Сверху
– молнии Зевса, снизу – лошади. Самого Фаэтона я не запомнила, а у одной
лошади такое обиженно-недоуменное выражение на морде было.
А еще в самом начале была мебель, и на сидении одного из кресел – голова
сатира. Даже как бы не живого сатира, а статуи. Но мне все равно бы
было неловко на лицо садиться.
Ну вот, это то, что с первого раза мне запомнилось, и потом пробилось
на поверхность из-под художественного груза пяти последующих выставок.
начало
продолжение
|