Провинциалка в Петербурге
Главная Обо мне О Петербурге 300летие рассказы гостевая


Большой культпоход - Эрмитаж, 27.12

Вернемся к современности или Преображение огнем

Итак, снова обхаем современное искусство :).

Ломоносовский фарфоровый завод

Картинки и идейно-художественное обоснование можно глянуть прямо на сайте Эрмитажа в разледе выставок: вот

От Строгановых ближе всего оказалась небольшая выставка фарфора к Рождеству. Не знаю, почему к Рождеству, хоть и было написано, что завели такую традицию. Современный фарфор Ломоносовского завода. Ну, не тот, что в магазин, а такой, именной и эксклюзивный. Понятно, что настоящие мастера без конца ищут новые формы и экспериментируют. Потому что иначе неинтересно. Если это не шваброй по холсту, то почему бы нет? Современные мастера на этот раз обратились к супрематизму. Я его в первой части поминала – но, убейте меня, не могу объяснить, что это значит. Ассоциация – Малевич. Причем ассоциация – не спроста. На выставке были не просто чашки и другая посуда, раскрашенная в этом самом супрематическом стиле. А еще и чайник по эскизу Малевича (видимо, что-то Малевич в свое время на этом заводе делал), который современный мастер заново раскрасила двумя способами. Чайник странненькой формы такой. Частично прямоугольный, частично угловатый. Вроде заваривать в нем можно, носик, крышка есть. Но вот как с точки зрения кулинарии в нем чай получится – не могу сказать. Раскрашен… Ну, один светлый, другой так классически-малевически: черный, с красным внутри и белым бордюром.
И, что совершенно непонятно: и на стене в рассказе о выставке, и на сайте было написано, что чайника ТРИ. А витрине определенно стоит ДВА. Я специально второй раз зашла и заново пересчитала. Два, и хоть ты тресни! В других витринах тоже были чайники, но не Малевичские.
Вазы трехгорлые в разных модификациях. Называются "3-логия". Декоративные тарелки – ну, это мне совсем неинтересно. Хоть с супрематизмом, хоть без. Еще есть такая штуковина, называется «пласт» - тоже чисто декоративная, вроде картины.
На одной витрине было нечто совсем выпендрежное (и, в отличие от чашек, бесполезное). Современная тусовка. Прежде всего в глаза бросаются фарфоровые – непрозрачные, ясный пень, очки. Разные. Некоторые на фарфоровых лицах, некоторые – просто так. Из некоторых прорастают острые конусы гроздьями. Не знаю, там написано было, что это как бы юмор, но мне немного жутко.
Конусы, хоть и не такие острые, попались еще в комплекте «Метаморфозы». На Эшера не похоже :). Просто постепенно вид чашек и блюдец меняется, как раз из дна чашки прорастает конус. Или, если в другом направлении смотреть – то исчезает. Ну, это я так подумала – что просто. А в разъяснении было сказано, что сие символизирует превратности человеческой жизни. Поди угадай! Наверное, проще было угадать, что набор шахмат символизирует борьбу добра со злом. Ну, куда ж без этого – белые-черные. Пешки еще можно было отличить по размеру: черные – кубики, белые – восьмушки шариков. Причем, что символично, и в белых есть черное, и в черных – белое. Остальные фигуры разгадать не удалось. Зато доска была неровная – все клетки на разных уровнях.

Лиможские эмали

Официальная страница выставки (и фото - улитка есть!)

И продолжая тему преображения огнем. А здорово звучит про преображение, правда?! Это я на выставке про Корниловский фарфор от экскурсовода услышала (я не писала про эту выставку, но поминала). У нее прямо глаза горели, когда она говорила, как это сложно и трудно, но, если ты узнал и попробовал это самое преображение огнем, то будешь им всю жизнь болен.
Лиможские эмали. И в подзаголовке было тоже про огонь. Поэтому я и вспомнила. Вообще я вроде как эмали не люблю. Но смотря какие. Как я поняла, на металл наносят порошок, а потом в печи он расплавляется в эмаль. Причем у лиможцев такие же давние традиции этого дела, как у нашего фарфора. И современные мастера (ну, не совсем современные – 20 век) также ищут новые образы и формы, чтоб выразить что-то новое.
Я сперва и не собиралась даже эту выставку искать, но случайно вошла в этот зал, когда топала к выходу. Так что посмотрела, небольшой, и деталей немного :) Как и у фарфора, тоже есть декоративные тарелки и пласты. Только тут они были подписаны «пластины». Но это все благополучно проходит мимо меня. Не, оказывается, не совсем прошло мимо, я вспомнила потом еще на одной платине что-то вроде сцены купания. Вода желтая и зеленая, две купальщицы - густо-синего цвета. Я не стала вульгарно вспоминать про "женщину синюю-синюю", решила, что просто вода была холодная и девушки замерзли.
Зато мне понравилась столь же бесполезная улитка. Она была вписана в кубик ребром сантиметров 30. Голову наклонила, поэтому удачно вписалась.
Зато вазочки. Да, иногда я бываю согласна на простоту и элегантность. Без деталей, ручек, крышек и женщин-монстров. Зато они были с искорками и отчасти переливались.
Еще запомнилось название «Последний красный горшок столетия». И правда, красный. Причем разными оттенками. Не знаю, горшок для каких надобностей имелся в виду. По виду это было, как две здоровенные глубокие тарелки, сложенные вместе, а сверху небольшая крышка – высокий конус. Хм, и что современных мастеров так тянет на конусы?
Было два довольно больших настенных панно. Первой я насмерть забыла, а второе называлось «Угадай, кто придет сегодня ночью?» Судя по тому, что оно изображало кирпичную стену, разрываемую двумя черными руками (как раз кисти рук – вполне человеческие – было видно в трещину), прийти должен кто-то не очень симпатичный. Человекообразное чудовище?

начало   продолжение

на главную
© Инна Маслова 2003
Web-мастеру
Сайт управляется системой uCoz