Провинциалка в Петербурге
Главная Обо мне О Петербурге 300летие рассказы гостевая


Большой культпоход - Эрмитаж, 27.12

Россия-Франция

О выставке на сайте Эрмитажа (и ваза там есть!)

Выставка называется «В Париже Росс!» (Санкт-Петербург - Париж, 1800-1812). Такая смесь из Отечественной войны 1812 года, соответственно, Наполеона, Александра, России и Франции. Описания на стенке не нашла. Думала, что посмотрю 10-минутный видеофильм и пойму основное идейное содержание, но не тут-то было: фильм оказался совсем про другую выставку – в Париже. 6 наших музеев, в основном Эрмитаж, повезли экспозицию, посвященную 300-летию. 300 экспонатов, русским удалось то, что не удавалось никому – получить собор Дома инвалидов под выставку. А потом русские долго мучились, как бы им этот собор под выставку приспособить. Ну, а когда мы искали легкие пути?
Символом той выставки стала огромная (в человеческий рост) ваза «Россия», сделанная в 1827 г., посвященная, если я верно поняла, все той же победе. В фильме показали, с какими сложностями эту вазу впервые вывезли за пределы России. Она, оказывается, разбирается на части. У женщины том дркументальном фильме (видимо, хранителя или искусствоведа) такое лицо было напряженное, когда ее распаковывали…
Ну, а тут была не совсем та выставка. И портретов куда меньше, и мундиров. Зато у портрета Жозефины (а, этот портрет, он с третьего этажа, я уже в лицо знаю) еще камея Гонзага лежала под стеклом. Только я постеснялась подслушать, какая связь. Потом, на Эрмитажном сайте, прочитала - ее Жозефина подарила Александру в благодарность за душевное к ней отношение после победы. Ну что там камея, она как раз всегда в Эрмитаже. А вот жезл маршала Нея – где ж его можно еще увидеть! Настоящий маршальский жезл (наверное, и д’Артаньяну такой вручали) и к нему мундир. (На самом деле я перепутала: жезл был от маршала Даву, а мундир - да, от Нея) А он небольшой, жезл. Такая дубиночка, обтянутая красной вышитой материей (бархатом?), полметра длиной и сантиметров 5 в диаметре. Но это тоже ладно. А вот я видела посмертную маску Наполеона. Не узнала бы, честно говоря. Как-то у него на последних портретах одутловатое лицо. А тут такое небольшое… И еще уменьшенная посмертная маска. Опять же - на сайте посмотрела, что должен быть локон Наполеона в медальоне. Ага, нашла при повторном посещении и локон. Удивительно светлый!
Портреты, повторюсь, знакомые – Александр, Наполеон. Зато много батальных картин и гравюр. Хотя это мне опять же, непонятно и не слишком интересно. Зато медали, ордена, орденские колодки. Я не знала, что в 19 веке тоже были орденские колодки – ма-а-аленькие такие орденочки, подвешенные все вместе. И отдельно, к чему-то Орден Подвязки. Это широкая голубая лента. Подвязанная. Не, вру, что картинки неинтересные. попалось несколько интересных - м-м-м- - не гравюр, потому что раскрашенные, а не помню, что за техника. "Галантные сцены с казаками",
Георга Эмануэля Опица. Там наши казаки по-разному, но неизменно галантно, клеются в парижанкам.

Шпаги, палаши и сабли (кстати, упорно не отличаю палаш от сабли – по крайней мере, на витрине). Парадные – и императоров, и, кажется, кого-то еще. Особенно мне сабля Александра понравилась. Сверху на ножнах змейка обвилась. На рукоятке – очередная мифическая женщина. А на эфесе – внимание! – российский герб на эфесе. Орел. Только он в какой-то странной позе. Неканонической и несимметричной. Одна голова вообще куда-то набок и вниз свесилась, как будто птичка только что красоту наводила. А от Наполеона - 2 сабли и шпага. На эфесе шпаги - звездочки пятиконечные и еще не разобрала, что именно.
Походная церковь Александра: чемоданчик, а в нем набор утвари церковной для служения литургии (а может, и еще чего-то). И там же в витрине, крест наперсный, а в нем пуля застряла. Надпись: ранен в сражении. А священник от раны умер позже. Штандарты русских полков – оказывается, маленькие совсем.
Жаль, конечно, что без экскурсовода. Он бы мне растолковал, какая связь между этими предметами, что за роскошный расшитый мундир рыцаря Ордена Святого Духа (мантия длиннющая, рубашка тоже вся расшитая и в кружевах, а штаны, наверное, не положены), что за мода такая была делать часы со статуями реальных людей (скорбящий Аракчеев перед бюстом Александра I), и в самом ли деле этот хрустальный стакан с футляром и вензелем принадлежал Наполеону (Принадлежал. А на футляре - геральдические пчелы). Но зато можно спокойно рассмотреть, что хочешь, а не хлопать ушами у какой-нибудь батальной сцены. И вот еще, забыла: венок Александру-освободиталю Европы. Лавровый, но металлический. Каждый листик - это город подписанный. Париж - побольше, Дрезден там или Лейпциг - поменьше.

Витражи

Информация о выставке на сайте Эрмитажа.

Тут еще место осталось - по сравнению с предыдущими частями. Поэтому расскажу, какую выставку я посетила последней. Совершенно случайно уже посетила - шла, полностью пресыщенная культурой, по направлению к выходу. И почему-то жверь в нужном месте была заперта, пришлось пойтив обход. Тут-то я и попала в домовую церковь. Что интересно, я эту церковь и эту выставку искала в один из прошлых походов. Но стормозила и не нашла. Выставка называется "Какое красок дивное соцветие!". Витражи 16-18 веков. Собранные в Эрмитаже и отреставрированые. Более того, написано, что это только начало работы по приведению коллекции витражей в порядок. Так что будет еще много нового.
Несмотря на свою культурную утомленность, я мужественно обошла зал. Раз уж на дороге попалсЯ, да и не слишком большой. Опять же, экспонаты были принципиаьно другие, так что внимание переключилось. Сделала открытие: раньше я думала, что витражи - это мозаика из разноцветных стеклышек. Которой застекляют окна в храмах. застекляют-то застекляют, но восе и не мозаика. Не только и не столько мозаика. Большую часть стекол расписывают красками. понятно, на стенку такое стекло не повесишь - вид не тот будет. Поэтому их монтируют в толстые перегородки, и подсвечивают изнутри. а сам зал в полумраке. Хотя сюжеты в основном религиозные и рисунок довольно примитивный, смотрится благодаря подсветке очень красиво. Не, ну насчет примитивности рисунка я плохо выразилась, все мелкие детали там прорисованы, так что даже непонятно, а куда ж эти витражи вставлялись, какой смысл был все эти мелочи выписывать, если высоко в окнах?
К сожалению, в памяти никакого собого витража не застряла, только общее впечатление. Поэтому заканчиваю 4-ую часть. Осталось еще рассказать о китайских няньхуа (хм, а правильно ли я запомнила это слово?) и западно-европейском серебре (постоянная экспозиция), и день культуры будет закончен. Вот ведь, в музее ходила всего полдня, а описываю это дело уже третий!

окончание следует

начало  

на главную
© Инна Маслова 2003
Web-мастеру
Сайт управляется системой uCoz